Обычай почитания гостя

 

У ингушей представления  о гостеприимстве сложились в строго разработанный кодекс “красивого” поведения хозяина дома (цIен да) и гостя (хьаша). Отступление от этой нормы считалось некрасивым, недостойным поведением. Долг хозяина дома обеспечить своего хьаша всем необходимым, оказать ему всяческое уважение и почет. Вероятно, поэтому с усмешкой замечено: “хозяин дома – баран, гость – волк”. Но неверно было бы думать, что гость имеет только одни права, но не имеет обязанностей. Если хозяин имеет свои обязанности в сложном этикете -  хьоашал, то и гость имеет свои. Например, хозяин дома в ущерб своему хозяйству собирается зарезать барана или истратить большую сумму денег, то долг гостя вмешаться и не допустить таких трат, которые приносят хозяину урон. В таких случаях гость настаивает на том, чтобы хозяин ограничился более скромным угощением. Гость, пользующийся всеми своими правами, но не выполняющий своих обязанностей, в народе считается сий дайна саг  (т.е. непорядочный, неблагородный человек) и всячески осуждается.

Отсюда пословицы: “Дом, куда не приходит гость, считается могилой”, “В дом, куда не приходит гость, не приходит и изобилие” и ряд других пословиц и поговорок, большинство которых в пользу гостя.

Поведение хозяйки, не соблюдающей сои обязанности по отношению к гостю, представляется некрасивым, достойным осуждения. Про такую хозяйку ингуши тоже придумали поговорку: “Плохая хозяйка хмурится, когда гость приходит, и улыбается, когда он уходит”. То же в пожелании: “Пусть никто не любит того, кто не любит гостя”. А вот замечание о некрасивом поведении гостя: “Насытившийся гость смотрит на дверь”, т.е. торопится удалиться, что считается крайне недостойным уважения поступком. Из чего следовало бы, что гость пришел поесть, что является неизменным и некрасивым поведением.

Подлинно народные взаимоотношения между хозяином и гостем основываются на взаимном уважении и соблюдении, как прав, так и обязанностей. Соблюдение обычая гостеприимства был обоюдным: “Не почитавший гостя был непочитаем и в гостях”. В свою очередь, ингуши в гостях у соседей пользовались тем же радушным приемом, который оказывали соседям у себя дома. Понятно, какую значительную роль играл этот обычай для усиления и развития радушных добрососедских отношений между ингушами и другими народами.

Hosted by uCoz