Обычай почитания гостя
У ингушей представления о гостеприимстве сложились в строго
разработанный кодекс “красивого” поведения хозяина дома (цIен да) и гостя (хьаша).
Отступление от этой нормы считалось некрасивым, недостойным поведением. Долг хозяина
дома обеспечить своего хьаша всем
необходимым, оказать ему всяческое уважение и почет. Вероятно, поэтому с
усмешкой замечено: “хозяин дома – баран, гость – волк”. Но неверно было бы
думать, что гость имеет только одни права, но не имеет обязанностей. Если хозяин
имеет свои обязанности в сложном этикете - хьоашал,
то и гость имеет свои. Например, хозяин дома в ущерб своему хозяйству
собирается зарезать барана или истратить большую сумму денег, то долг гостя
вмешаться и не допустить таких трат, которые приносят хозяину урон. В таких
случаях гость настаивает на том, чтобы хозяин ограничился более скромным
угощением. Гость, пользующийся всеми своими правами, но не выполняющий своих
обязанностей, в народе считается сий
дайна саг (т.е.
непорядочный, неблагородный человек) и всячески осуждается.
Отсюда пословицы: “Дом, куда не приходит
гость, считается могилой”, “В дом, куда не приходит гость, не приходит и
изобилие” и ряд других пословиц и поговорок, большинство которых в пользу
гостя.
Поведение хозяйки, не соблюдающей сои
обязанности по отношению к гостю, представляется некрасивым, достойным
осуждения. Про такую хозяйку ингуши тоже придумали поговорку: “Плохая хозяйка
хмурится, когда гость приходит, и улыбается, когда он уходит”. То же в
пожелании: “Пусть никто не любит того, кто не любит гостя”. А вот замечание о некрасивом
поведении гостя: “Насытившийся гость смотрит на дверь”, т.е. торопится
удалиться, что считается крайне недостойным уважения поступком. Из чего
следовало бы, что гость пришел поесть, что является неизменным и некрасивым
поведением.
Подлинно народные взаимоотношения между
хозяином и гостем основываются на взаимном уважении и соблюдении, как прав, так
и обязанностей. Соблюдение обычая гостеприимства был обоюдным: “Не почитавший
гостя был непочитаем и в гостях”. В свою очередь,
ингуши в гостях у соседей пользовались тем же радушным приемом, который
оказывали соседям у себя дома. Понятно, какую значительную роль играл этот
обычай для усиления и развития радушных добрососедских отношений между ингушами
и другими народами.