С окончанием гражданской войны, руководствуясь указанием В.И. Ленина о “признании необходимым возвращение горцам земель Северного Кавказа”, ингушские земли были закреплены за их законными владельцами. Заметим попутно, что в Северной Осетии земельный вопрос предполагалось решить за счет изъятия у казачества земель в пользу осетин, никогда не принадлежавших последним. Нарком земледелия ГАССР осетин И.М. Датиев в 1921 году говорил: “Невольно является вопрос, куда же высилить горцев и где их устраивать? Вопрос назрел давно и должен быть разрешен в недалеком будущем. Единственный выход – это выселение казачьих станиц: Архонской, хутора Ардонского, Ардонской, Николаевской, Змейской и Александровской. Осуществление этого переселения признать как революционную необходимость и закончить его к маю 1921 года”.

Соседство с Осетией дорого обошлось не только казакам, но и ингушам. В первые годы Советской власти ингуши, имевшие огромные заслуги перед ней, не подвергались притеснениям, и решения их пограничных с Осетией проблем было более или менее справедливым. Так, с упразднением в 1924 году Горской республики создаются Северо-Осетинская и Ингушская автономные области. Владикавказ был определен столицей обеих областей. Одновременно произведено размежевание города и разделение промышленных и торговых предприятий и зданий под партийные, советские, хозяйственные, лечебные и учебные заведения.

Владикавказ, являясь географическим центром Ингушетии, еще более укрепился в положении ее торгового, промышленного и культурного центра. В пригороде Владикавказа проживало 80 тыс. ингушей, что значительно больше, чем осетин, немцев и казаков вместе взятых. В самом городе численность осетин и ингушей была приблизительно одинакова. Здесь же были расположены почти все промышленные предприятия, областная больница, учебные заведения, в том числе индустриальный и педагогический техникумы.

Однако с утверждением во главе Советского государства И. Дзугаева (Джугашвили – Сталина) осетинское руководство, получив мощную поддержку в лице своего державного соплеменника, начинает наступление на Ингушетию.

В 1928 году ставится вопрос о присоединении города Владикавказа к Северной Осетии и превращении его в столицу. Когда эта попытка отторжения города от Ингушетии не увенчалась успехом, то подступили к реализации этой затеи с другой стороны. Северо-Кавказский крайком в январе 1929 года принимает решение “О слиянии Ингушетии с Чечней”. Но оно не получает поддержки со стороны членов Чеченского и Ингушского обкома  ВКП(б), за что те подвергаются репрессиям. Теперь Можно было вновь вернуться к вопросу о Владикавказе. 1 июня 1933 года Постановлением ВЦИК город был отдан под юрисдикцию Северной Осетии, а через год Чеченская и Ингушская АО были объединены в Чечено-Ингушскую АО – административные органы Ингушетии во Владикавказе были упразднены, все предприятия и учреждения переведены в Грозный.

Следующий этап перераспределения ингушских земель в пользу Осетии начался после преступного акта депортации в феврале 1944 года чеченцев и ингушей в Казахстан и Среднюю Азию. Территория Чечено-Ингушетии была разделена между Северо-Осетинской, Дагестанской АССР, Грузинской ССР и Грозненской областью, причем, подавляющая, наиболее плодородная часть земель перешла в состав Северной Осетии – вначале Пригородный район, Назрановский район, затем другие земли, в том числе и из соседней Кабардино-Балкарии.

Не скрывая соей радости по этому поводу, первый секретарь Северо-Осетинского обкома ВКП(б) Кулов в докладе на партконференции отмечал: “В начале 1944 года Советским правительством были приняты государственной важности решения по дальнейшему развитию и укреплению Северо-Осетинской АССР. К Северной Осетии были присоединены новые районы, среди них – города нефтяников Малгобек, Моздокский и Курпский районы, …территория нашей республики увеличилась до 50 процентов”.

После смерти своего высокопоставленного покровителя И. Дзугаева-Сталина и развенчания культа его личности, северо-осетинское руководство, предвидя реабилитацию репрессированных народов и возвращение их к местам прежнего проживания, планомерно заселяет ингушские земли юго-осетинами. Причем этот процесс не только не прекратился после принятия 9 января 1957 года Президиумом Верховного Совета РСФСР указа о восстановлении ЧИАССР, но, напротив, приобрел еще большой размах. Тем более, что наиболее плодородную часть Ингушетии, на которой до 1944 года проживало 46% ингушей, руководству Северной Осетии удалось под различными надуманными предлогами удержать в составе соей республики. Это территория Пригородного и часть Малгобекского района. Ингушам не только не возвращаются их дома и имущество, Совет Министров СОАССР принимает ряд постановлений о запрещении учреждениям и частным лицам продавать дома или сдавать жилплощадь под квартиры ингушам, возвращающимся из ссылки к родным очагам.

Ингушский народ все эти годы неоднократно доводил до сведения высших партийных и государственных инстанций страны, что не считает возможным смириться со столь вопиющим нарушением своих законных прав и настойчиво добивался восстановления справедливости. А в Осетии целенаправленно шел другой процесс, характеризующийся с одной стороны созданием всевозможных препятствий ингушам – выходцам из Пригородного района – для возвращения и нормально проживания в своих родовых селениях, а с другой – отмеченный ничем неприкрытым желанием вслед за реальным удержанием в составе своей республики исконно ингушских земель, осуществить так сказать их “научную аннексию” и создание образа врага из ингушей.

Так, 5 марта 1982 года принято Советом Министров СССР постановление “Об ограничении прописки граждан в Пригородном районе СОАССР”, 28 сентября 1990 года указ Верховного Совета СОАССР “О временном ограничении механического прироста населения на территории СОАССР”. Ингушам отказывалось в прописке на территории Пригородного района и г. Орджоникидзе, а лица, не имеющие прописки в населенных пунктах Северной Осетии, не могли быть приняты на работу. Отметим, что в Пригородном районе и других районах проживало более 60 тыс. не прописанных ингушей.

С началом так называемых демократических преобразований у ингушей появились надежды на парламентский путь решения территориальной проблемы, особенно после принятия Верховным Советом СССР 14 ноября 1989 года Декларации “О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечении их прав”.

Идет процесс приобретения жилья и постепенного заселения, родных сел Пригородного района их коренными жителями – ингушами. И процесс этот становится, казалось бы, необратимым, никакие постановления уже не в состоянии его сдержать. В ответ на это происходит милитаризация Северной Осетии, образование легальных и неконституционных вооруженных формирований, поголовное вооружение населения. Ширится насилие в отношении ингушей – в них принимают участие военизированные формирования Северной Осетии. Бесконечные убийства и ранения ингушей становятся в Пригородном районе обычным явлением. Многократные обращения ингушей к руководству РФ с просьбой защитить их от произвола осетинских властей остаются без внимания.

30 октября 1992 года начинается крупномасштабная заранее спланированная акция против мирного ингушского населения Пригородного района. Вслед за российскими войсками, которые сметали на своем пути все живое, следовали осетинские военные формирования. Беззащитное население расстреливалось из танков, бронетранспортеров, установок “Алазань”, “Град”, имущество ингушей подвергалось разграблению, после чего дома сжигались. В этих, с позволения сказать, боевых действиях участвовали: дивизия “Дон” (8 тыс. человек), два военных училища (1,5 тыс. человек), гарнизон Владикавказа (10 тыс. человек), два полка ВДВ (Псковская дивизия, 8 тыс. человек), спецназ (3 тыс. человек), а также бронетанковая бригада “Ир” из Южной Осетии (командир О. Тезиев, 6 тыс. человек), осетинская гвардия (3 тыс. человек), ОМОН МВД СО (4,5 тыс. человек), ополчение СО (20 тыс. человек), два казачьих полка (4 тыс. человек). Всего против 65 тыс. безоружных мирных жителей были двинуты вооруженные по последнему слову техники 68 тыс. хорошо обученных бойцов. А вслед за ними двигались банды головорезов, садистски расправляющихся с еще оставшимися в живых.

Обнаруженные трупы свидетельствуют об издевательствах и пытках, которым подвергались люди, - отрезанные головы, уши, носы, языки, вспоротые животы, следы от страшных побоев. Людей сжигали живыми, бросая в горящие дома. Умирающих, а также малолетних детей отдавали на съедение свиньям. Женщины подвергались насилию.

Анализ показывает, что уничтожению прежде всего молодые люди, те, которых принято считать генофондом нации. Все это позволяет дать оценку событий в Пригородном районе как этническая чистка и геноцид над ингушами.

В Ингушетии скопилась масса беженцев, которых приняли родственники, остальные были размещены в школах, интернатах, позже им были выделены вагончики – в маленьких комнатушках проживают целые семьи по 5-10 человек.

Ингушская Республика, образованная Постановлением Верховного Совета РФ от 4 июня 1992 года, оказалась в тяжелейшем положении – 56% трудоспособного населения не имело постоянной работы, к ним прибавилось еще 65 тыс. депортированных. Практически не было промышленности, театра, музеев, спорткомплексов, гостиниц, ВУЗов, научно-исследовательских институтов, один техникум, открытый в 20-е годы.

Перед народом стояла и стоит задача возродиться физически и духовно. За истекшее со дня трагедии время удалось хоть – как-то разместить депортированных, периодически оказывается им материальная помощь, дети пошли в школу. Но чем утешить 1976 полных сирот, многие из которых видели своими глазами смерть родителей и близких, удастся ли добиться психической реабилитации девочек, подвергшихся насилию осетинских бандитов, как залечить психические травмы тех, кто видел пытки, насилия и смерть. Сотни семей ждут сведений о без вести пропавших. И все это на фоне полнейшей неустроенности общественной жизни, отсутствия предприятий промышленности, объектов соцкультбыта.

Создавшееся положение требует срочных безотлагательных мер. Бюджетные ассигнования на Республику  не должны идти ни в какое сравнение с другими республиками России. Здесь все создается с нуля – начиная от государственных учреждений и кончая промышленными предприятиями. Речь может идти не о бюджетных вливаниях в экономику республики, а о создании самой экономики. Прежде всего необходимо создать рабочие места для массы безработного населения. Лишь первые шаги в деле организации театра, музеев, научно-исследовательских институтов, университета, телерадиоцентра.

Безотлагательно должна быть решена проблема беженцев. Мировая и российская общественность должны потребовать о руководства Северной Осетии Безоговорочного выполнения решения правительства и президента России о возвращении беженцев в родные села Пригородного района.

Hosted by uCoz