Общаясь с ингушами, нетрудно обнаружить целый спектр ингушских понятий, выражающих разные стороны культуры, знания, нравственности, объединяемые представлением о воспитанной личности.

    Слово «культура» обозначает, прежде всего, воспитанность. Оно вошло во многие европейские языки из латыни, где первоначально относилось к возделанному, обработанному полю в отличии от дикого, необработанного. В истории европейской цивилизации последних столетий культура стала резко противопоставляться натуре (природе), чего нет во многих других цивилизациях, как скажем, в китайской и японской. Близостью сферы культуры к природе отличается также древняя вайнахская цивилизация, черты которой зримо просматриваются у ингушей, чеченцев и бацбийцев (в Грузии). Вайнахская цивилизация донесла до нас особую космологию, разработанные представления о циклах времени. Примечательно, что у ингушей существуют отдельные термины для пяти предстоящих дней.  Но  сейчас – о культуре в ее исконно человеческих смыслах.

    Бережное отношение к природе – черта ингушской культуры. В древности много охотились. Звери тогда при виде охотников бежали в священные рощи, где было запрещено убивать животных. До сих пор требование гуманного отношения к животным воспитывается представлением о грехе. Например, грех (къа да) держать животных не накормленными. Ко всякой вещи проповедуется бережливость (хюмрат). Один ингушский мулла говорил: «Аллах может простить большой  грех, но только не небрежное отношение ко всякой ценности».

    Но вернемся к культуре как правилам поведения, нормам социального общежития. Вершину таких норм в ингушской этике занимает понятие «эздел». Это и есть культура в смысле этнической воспитанности. Слово «эздел» у ингушей часто употребляется в паре со словом «эхъ – совесть». Собственно эздел – тоже совесть, но осязаемая в поступках, в поведении. Эздий саг – «благородный, воспитанный человек». Он – носитель всех положительных качеств. Среди них ингуши при прочих достоинствах на первое место ставят скромность. Это не значит, что он неэнергичен, вял. Ему присущи решительность и смелость (денал), соревновательность в благородстве (яхъ). Короче все деловые житейские качества. Но они, эти качества, подчинены сдерживаемому началу (сабар). Ингуши говорят: «Коня узнаешь по походке, человека по сдержанности».

    Та область культуры, которая проявлена в поступках, по-ингушски называется (гIулакх). Слово синонимичное для понятия «дело». В пояснениях людей, расшифровавших для меня это понятие, четко выражена нравственность. Это тоже качество, которое заключено в русском слове «уместность». Например, гIулакх заключается в размещении людей за столом, в правильном расположении блюд. Принцип гIулакха часто иллюстрируется местами старшего (справа) и младшего (слева), когда они идут рядом. Если идут трое, то самый младший располагается справа от старшего, находящегося в центре – он должен в любое время по просьбе старшего отделиться от группы, чтобы выполнить какое- либо поручение. Слезть с коня, продвигаясь по селу, для приветствия пешего – это тоже гIулакх. Судя по таким примерам, гIулакх несколько шире русской уместности, потому что больше охватывает сферу телесного размещения и движения, наполняя ее этническим содержанием. К сфере уместности в смысле тактичности применяется слово «тов». Тактичный, этически воспитанный человек – товш саг.

    В ингушских культурных терминах отражается не только этика, но и эстетика человека. Он должен быть прилично одет, иметь сдержанные манеры, не быть многословным (есть пословица «даже в молитве лишнее слово идет в пользу черта»). Облик, внешний вид обозначает термин «куц». Но смысл «куц» шире русских эквивалентов, ибо не стабильное состояние, а постоянно поддерживаемое, в том числе усилиями других людей. Например, поддержание куца старшего при застолье состоит в потчевании им почетных частей пищи (головы, грудинки и курдюка барана). В этом смысле ингушское «куц» близко к понятию «лицо» в китайской традиции, где поддержание «лица старшего» есть исполнение долга перед ним со стороны младшего. Собственно, и в русской традиции мы говорим словами «прилично», «не потерять лица» в сущности, о том же самом, но об этом не задумываемся. В ингушском близкое фонетически к куц слово «куст» (буквально «образ», обозначает также культуру в ее эстетическом аспекте. Осуждение («неприлично», «некрасиво») выражает слово (куст дац).

    Удалось мне записать такую притчу-загадку. У одной женщины спрашивают: «Что бы ты выбрала среди эхъ, эздел или гIулакх?» Правильный ответ состоит в указании эздел, ибо в него входит и внутренний нравственный стержень (эхъ), и внешнее этническое поведение (гIулакх).

    Почему эта притча ставит в центр женщину? Может быть, потому что она в отличии от мужчины иногда бывала иноплеменницей и от нее требовалось знание ингушских культурных обычаев. Но, скорее всего такое вопрошение женщины – это испытание культурой самой себя, тревога культуры за правильность традиции. Ведь именно женщина дает ребенку азы культуры, учит языку этой культуры, отчего и возникло вайнахское понятие «наьна мотт», что значит не только материнский язык, но и указывает также на полученные от предков нравственные заветы. Потому о воспитании человека ингуши могут сказать такие слова: «Наха мотт ховш» - «владеет человеческим языком». То есть этот человек культурно воспитан и умеет жить среди людей.

    Выражение «наха мотт хара» обозначает у ингушей не только знание своего языка, но и знание обычаев.

    Пожалуй, приведено уже достаточно фактов, чтобы прийти к заключению: с точки зрения народа – в данном случае ингушского – сохранение своих обычаев есть одновременно выращивание древа культуры. Очевидно, ингуши – один из древнейших народов земли, и поэтому их культура заслуживает особого внимания. Но эта культура – не багаж, принесенный из древности. Крона древа ингушской культуры ветвиться, растет. Эту крону питает и горячий воздух арабского мира, и более прохладный воздух восточно-европейских равнин. Удивительные слова сказал мне один ингушский мулла: «Россия создана Аллахом». Конечно, самые мощные корни древа ингушской культуры находятся в почве Кавказа.

Hosted by uCoz