В средневековье на территорию Ингушетии активно проникает христианство
со стороны феодальной Грузии (XII
– начало XIII
и XVII
в.) и России (XVIII
–
XIX вв.).
Источники о христианизации нахов: храмы Тхаба-Ерды (хорошо известен на Кавказе),
Алби-Ерды и Таргимский, сосредоточенные в горной Ингушетии, металлические церковные
и нательные кресты с культовых и погребальных памятников, находки пергаментных псалтирей,
поздние письменные свидетельства и др. Прослеживается синкретизм верований и затем
наступает упадок христианства. Основные причины не закрепления новой религии в среде
горцев кроются в достаточной устойчивости языческих верований и прекращения миссионерской
деятельности Грузии в связи с монголо-татарским нашествием на Кавказ и ее завоеванием
кочевниками.
Ислам проникает на территорию Чечни и Ингушетии со стороны Дагестана,
на плоскости он прослеживается раньше, чем в горах. Источниками о процессе исламизации
являются раннемусульманские могильники, письменные свидетельства и некоторые этнографические
данные. Непосредственно в Ингушетии ислам из Чечни, в предгорноплоской зоне распространяется
в XVI-XVIII
вв.,
горной –
XIX
в. Окончательное утверждение ислама суннитского толка среди ингушей
относится к первой половине
XIX
века. Есть данные, что последним (в 1861 г.) принял новую религию
ингушский аул Гвилети, расположенный в верховьях Дарьяла (Военно-Грузинская дорога).
Большая живучесть языческих верований прослеживалась в горной среде еще в сравнительно
недавнем прошлом. Документально известно, что в 20-е годы на вершине Столовой горы
Ингушетии, у стен средневековых святилищ Мятцил, Мятер-Диела и Сусон-Диела происходили
моления с жертвоприношениями скотом, адресованные языческим божествам с просьбой
спасти край от засухи. Средневековые покровители не были и тогда окончательно забыты.