В средневековье на территорию Ингушетии активно проникает христианство со стороны феодальной Грузии (XII – начало XIII и XVII в.) и России (XVIII XIX вв.). Источники о христианизации нахов: храмы Тхаба-Ерды (хорошо известен на Кавказе), Алби-Ерды и Таргимский, сосредоточенные в горной Ингушетии, металлические церковные и нательные кресты с культовых и погребальных памятников, находки пергаментных псалтирей, поздние письменные свидетельства и др. Прослеживается синкретизм верований и затем наступает упадок христианства. Основные причины не закрепления новой религии в среде горцев кроются в достаточной устойчивости языческих верований и прекращения миссионерской деятельности Грузии в связи с монголо-татарским нашествием на Кавказ и ее завоеванием кочевниками.

Ислам проникает на территорию Чечни и Ингушетии со стороны Дагестана, на плоскости он прослеживается раньше, чем в горах. Источниками о процессе исламизации являются раннемусульманские могильники, письменные свидетельства и некоторые этнографические данные. Непосредственно в Ингушетии ислам из Чечни, в предгорноплоской зоне распространяется в XVI-XVIII вв., горной – XIX в. Окончательное утверждение ислама суннитского толка среди ингушей относится к первой половине XIX века. Есть данные, что последним (в 1861 г.) принял новую религию ингушский аул Гвилети, расположенный в верховьях Дарьяла (Военно-Грузинская дорога). Большая живучесть языческих верований прослеживалась в горной среде еще в сравнительно недавнем прошлом. Документально известно, что в 20-е годы на вершине Столовой горы Ингушетии, у стен средневековых святилищ Мятцил, Мятер-Диела и Сусон-Диела происходили моления с жертвоприношениями скотом, адресованные языческим божествам с просьбой спасти край от засухи. Средневековые покровители не были и тогда окончательно забыты.

Hosted by uCoz