Сведения о том, как строились жилые и боевые башни.

 

Если обобщить данные литературы, архивные материалы, рассказы стариков – знатоков фольклора автору этих строк во время систематических экспедиций его в горные села Ингушетии, то складывается такая картина.

Башни строилсь мастерами по камню: тIоговзанч (мастер по камню), тIоговзанчий (мастера по камню). ТоIоговзанчий составляли определенную прослойку ремесленников (возможно, касту) строителей высшего класса в обществе.

Работали строители по найму за определенную, устойчивую оплату их труда в натуральном виде: 12 коров за возведение одной башни. Оплата эта могла быть и двойной – 24 коровы за дополнительную работу и услуги. Башня строилась в течении года (не раньше и не позже). Если по истечении года (тщательно подсчитывался каждый день) по каким-либо причинам строительство не завершалось, башня оставлялась в таком виде,  в каком она была по истечению срока. Почему так жестко были определенны сроки (от и до), фольклорные материалы объяснения не дают. Незавершение строительства в течение года (могли быть и иные причины, например, военные действия), как правило являлось признаком экономической слабости и несостоятельности заказчика. Заказчик обязан был обеспечить строителей материалами. Основные материалы (камни и др.), как правило, готовились загодя. Заказчик обязан был кормить строителей за свой счет три раза в день хорошей, калорийной пищей, что не входило в оплату за строительство.

Вопросы выбора места для строительства определялись мастерами (имеющими наибольший опыт) по желанию заказчика, но с учетом степени надежности естественного фундамента для строения (искусственный, специальный фундамент, как в современном строительстве, не создавался) и других, довольно многочисленных условий (оборона, наблюдение за местностью и др., гармония с ландшафтом). Выбор места для возведения был исключительно важным, ответственным делом, требующим глубоко профессиональных знаний мастеров, так как от этого зависела надежность строения, его сейсмостойкость и т.п.

По фольклорным данным, место выбиралось следующим образом. На предполагаемое место строительства в течение трех дней каждое утро выливали ведро парного молока. Мастера следили за состоянием влитого молока. Молоко частью впитывалось почвой, частью растекалось по неровной местности. Если на четвертый день на выбранном месте еще оставалось молоко, то место считалось удачным и пригодным для строительства, а будущий естественный фундамент прочным и надежным, так как молоко не впиталось в землю из-за плотности, монолитности и отсутствия малейших трещин и пор и оставалось поэтому на поверхности. В противном случае обязательно выбирали новое место.

При строительстве для подачи вверх необходимых материалов: обработанных и готовых к укладке камней, раствора и др. – применялись различные технические сооружения и приспособления, лестницы, веревки, и т.п. О строительной технике и строительных инструментах (уровень которых, разумеется, чрезвычайно высок) в фольклоре сохранилось очень мало сведений. Основной причиной отсутствия подобных сведений явилось, на наш взгляд, то обстоятельство, что все, связанное с технологией возведения башен и других сложных объектов, являлось глубокой, тщательно оберегаемой профессиональной тайной мастеров, передаваемой только по наследству или в исключительных случаях весьма ограниченному кругу лиц по ремеслу.

По преданиям, особо оберегаемой была тайна приготовления раствора. Для прочности и эластичности раствора важны были не основные компоненты (они были известны и не составляли тайну раствора), а добавки, мера их количества и качества. В виде такой добавки упоминается яичный желток. Рецепт приготовления так и не стал предметом гласности, навсегда остался, к сожалению, забытой тайной мастеров.

Строительные камни ценились не только по прочности, но и по внешнему виду, цвету – с точки зрения эстетической. Особенно ценился и считался красивым камень синего цвета (сийна кхера).

По некоторым материалам фольклора, высота башни, удобное место расположения зависели от экономического положения заказчика (точнее от количества мужчин в роде), его роли в жизни рода, сообщества родов, населяющих данную местность. Башни экономически менее состоятельных заказчиков должны были быть ниже. Вероятно, степень высоты башни в отдельных случаях могла быть показателем степени экономического и социального положения владельца.

Hosted by uCoz